ПОЖЕРТВОВАТЬ

С проблемой Цифровой зависимости может столкнуться каждая семья.

Цифровая зависимость — это чрезмерное использование гаджетов, интернета или цифровых технологий, которое приводит к снижению качества жизни, ухудшению физического и психического здоровья, а также нарушению социальных и семейных отношений. Симптомы включают раздражительность при отсутствии доступа к устройствам, разрыв социальных связей, потерю интереса к офлайн-активностям, снижение концентрации и нарушения сна.

В состоянии цифровой зависимости человек теряет контроль над использованием гаджетов и интернета, что отрицательно сказывается на всех аспектах жизни. Она проявляется в ухудшении физического здоровья: нарушении сна, ухудшении зрения, осанки и общей активности. Эмоционально зависимость вызывает раздражительность, тревожность и апатию к реальному миру. Социальные связи ослабевают, уступая место виртуальному взаимодействию, что затрудняет построение глубоких отношений. На когнитивном уровне страдают концентрация, способность к длительному сосредоточению и глубокому восприятию информации.

Человеческий мозг устроен так, что ежедневно получает определённое количество дофамина — условно 30 «единиц». Дофамин — это нейромедиатор, который играет ключевую роль в системе вознаграждения мозга. Он отвечает за чувство удовольствия, мотивацию и стремление к действиям, которые приносят радость или пользу.

Как жизненная потребность, дофамин необходим так же, как 7 часов сна или сбалансированное питание. В естественных условиях он вырабатывается через социальное общение, еду, физическую активность, чтение книг, творчество и другие здоровые активности.

С появлением гаджетов баланс нарушился. Они стали главным источником дофамина, предлагая быстрые и лёгкие всплески радости через уведомления, лайки и бесконечные ленты. Мозг быстро привыкает к такому «лёгкому удовольствию», и реальные источники радости — живое общение, спорт, книги, хобби — начинают казаться скучными и слишком сложными.

Проблема в том, что гаджеты вызывают привыкание. Чтобы получить ту же дозу дофамина, нужно всё больше времени проводить за экраном. Постепенно человек может тратить 8–10 часов на телефон, испытывая раздражение и апатию в реальной жизни.

Эта зависимость коварна: человек, находящийся внутри неё, не осознаёт, что теряет. Ему кажется, что всё под контролем, ведь «все так делают». Но в реальности гаджеты отнимают время, ослабляют социальные связи, угашают интересы и делают мозг неспособным получать удовольствие от обычной жизни. Это замкнутый круг: меньше реального счастья — больше времени в телефоне, больше времени в телефоне — меньше шансов вырваться.

Снижение тревожности
Избыточное использование гаджетов связано с повышением уровня тревожности и депрессии у детей. Уменьшая зависимость, мы улучшаем их эмоциональное состояние и уверенность в себе.
Живое общение
Чрезмерное использование гаджетов ограничивает живое общение, мешая развитию социальных навыков и способности к эмпатии. Важно помочь детям развивать взаимодействие вне экранов.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Малоподвижный образ жизни из-за гаджетов ведет к ожирению и проблемам опорно-двигательной системы, снижая качество жизни детей. Помощь в ограничении экранного времени — шаг к активному детству.

ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

Наш фонд существует благодаря вашей поддержке, и каждое пожертвование играет важную роль в борьбе с цифровой зависимостью. 

основные Признаки цифровой зависимости

Если ребенок значительно превышает это время и демонстрирует следующие признаки, это может говорить о наличии цифровой зависимости:
• Неспособность контролировать время за экраном. Ребенок продолжает использовать гаджет даже после просьб родителей прекратить.
• Отказ от других активностей. Предпочтение гаджетов спорту, прогулкам или встречам с друзьями.
• Нарушение режима сна. Использование гаджетов поздно вечером или ночью.
• Снижение интереса к учебе. Падение успеваемости и концентрации из-за отвлечения на экран. 

Рекомендации по времени использования гаджетов

Специалисты в области педиатрии и психологии определяют безопасное время использования гаджетов для детей в зависимости от возраста:
• Дети до 2 лет: использование гаджетов не рекомендуется, за исключением видеосвязи с родственниками.
• Дети 2–5 лет: не более 1 часа в день на качественный и образовательный контент, под присмотром взрослых.
• Дети 6–12 лет: до 2 часов в день, включая обучение и развивающие активности.
• Подростки 13–18 лет: до 2–3 часов в день, при условии, что это не мешает учебе, спорту, сну и общению. 

ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Мы создаём базу знаний для преодоления цифровой зависимости — уникальный ресурс, объединяющий лучшие материалы со всего интернета. Кроме того, мы поддерживаем авторов, которые создают полезный контент, и предоставляем микрогранты на разработку новых проектов, направленных на борьбу с цифровой зависимостью.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ